РУНЕТ В ДОХОД НЕ ВЕРИТ (18 November 2002)
РУНЕТ В ДОХОД НЕ ВЕРИТ (18 November 2002)
Несколько лет назад любой связанный со Всемирной паутиной бизнес казался потенциальным Клондайком, но сегодня многие сомневаются в жизнеспособности "чистых" интернет-компаний. Неудивительно, что многие коллеги по Рунету не поверили сделанным в начале недели заявлениям руководителей компании "Яндекс" (владелец одноименного интернет-портала) о безубыточности их бизнеса. Впрочем, год назад не поверили в Рунете и в прибыльность "РосБизнесКонсалтинга", что не помешало компании провести первое российское первичное публичное размещение акций на отечественных биржах.
Доходы "Яндекса" превзошли расходы еще в августе, заявил "Известиям" гендиректор компании Аркадий Волож. По его словам, сегодня компания тратит $140-150 тыс. ежемесячно, а доходы в конце нынешнего года должны составить $170-180 тыс. в месяц.
Прибыльность уже стала священным Граалем интернет-бизнеса как во всем мире, так и в России. Поначалу, на волне интернет-бума, инвесторов не заботила убыточность. Считалось, что нужно успеть занять свое место под солнцем и потеснить конкурентов, а доходы превысят расходы сами собой, по мере роста "заселенности" Сети. Особенно актуальны эти аргументы были для интернет-порталов - своего рода "точек входа" в Интернет для большинства пользователей. Основной источник доходов порталов - реклама, а также партнерские программы. Предполагалось, что давние оппоненты - российские "Рамблер" и "Яндекс" - должны были начать приносить прибыль во второй половине 2001 года.
Президент "Рамблера" Антон Носик в июне прошлого года обещал, что доходы его компании превысят расходы уже осенью. Но по осени руководители "Рамблера" тему безубыточности уже не поднимали. А совет директоров "Яндекса" принял решение провести дополнительные инвестиции в портал и отодвинуть планку достижения прибыльности еще на год.
Замглавы московского представительства международной Boston Consulting Group Станислав Цырлин отмечает, что в "Яндексе" действительно сделали многое для снижения расходов бизнеса. "Однако в любом случае рапортовать об успехах пока рановато", - сказал он "Известиям". По его оценкам, при существующих оборотах бизнеса весь "Яндекс" может стоить $10-20 млн.
Исполнительный директор интернет-холдинга eHouse Владислав Улендеев усомнился в справедливости приведенных "Яндексом" цифр: "На "Яндексе" мало прямой рекламы, она приносит не более $30 тысяч ежемесячно". Заработать остальное на интернет-коммерции нереально, уверен г-н Улендеев. Он предположил, что "возможно, появился инвестор, на которого в "Яндексе" хотят произвести впечатление". "Например, сейчас в прессе можно найти рекламу проекта "Яндекс.Деньги", - говорит Владислав Улендеев. - Быть может, "Яндекс" стал прибыльным, а убыточен именно "Яндекс.Деньги".
Впрочем, недоверие к чужим цифрам вполне традиционно для Рунета. Здесь действительно пока "крутятся" небольшие деньги, и на оплату услуг, например, аудиторов мало кто тратится. Когда другой интернет-портал - "РосБизнесКонсалтинг" (РБК) - год назад раскрыл свои показатели, в них тоже никто не поверил. Но потом РБК первым в России успешно провел публичное размещение своих акций на биржах и привлек необходимые инвестиции для развития новых проектов.
вверх |