eMatrix открывает торговую площадку в Словакии (19 December 2000)EMatrix - торгово-информационная система eHouse. (15 August 2000)eHouse - новое имя на российском Интернет-рынке. (20 June 2000)
eMatrix открывает торговую площадку в Словакии (19 December 2000)
В начале декабря холдинг eHouse открыл в Словакии торговый сайт eMatrix.cz. Эта В2В-площадка электронной торговли, как и ее российский прототип (www.ematrix.ru), ориентирована исключительно на профессионалов рынка высоких технологий.
На сегодняшний день в систему eMatrix помимо центральной входят еще и несколько региональных площадок: санкт-петербургская, нижегородская, новосибирская и екатеринбургская. С ноября этого года участники eMatrix. ru получили возможность торговать со складов Финляндии, Голландии, Германии, США, Гонконга и Сингапура.
По информации eHouse, в системе зарегистри-ровано более 1100 участников; ежедневно на торги выставляются товары на общую сумму более 25 млн. долл. Как сообщил Владислав Улендеев, ис-полнительный директор холдинга, на ближайшее время запланирован запуск аналогичных площадок в Чехии, Польше и Венгрии.
вверх
EMatrix - торгово-информационная система eHouse. (15 August 2000)
ВЛАДИМИР МИТИН
3 АВГУСТА EHOUSE, образованный весной 2000г. и объединяющий шесть российских Интернет-магазинов (Dostavka.ru, Megashop.ru, Wstore.ru, Bolero.ru, Aromat.ru и Kenga.ru), объявил о создании торговой системы eMatrix, клиенты которой в перспективе (если система будет хорошо "раскручена") смогут быстро находить контрагентов и в реальном масштабе времени получать информацию о наличии товаров и ценах на них.
По словам исполнительного директора eHouse Владислава Улендеева, размер первоначальных инвестиций в торговую систему eMatrix - она полностью разработана силами программистов холдинга на основе собственных технологий - составил 2,5 млн. долл.
Клиентами новой электронной торговой системы (electronic market place) могут стать только фирмы, профессионально занимающиеся продажей компьютерной техники и оборудования. Конечным пользователем ( в том числе корпоративным клиентам) доступ к ней не предоставляется. При этом от имени одной компании в торговой системе eMatrix могут зарегистрироваться несколько участников под личными псевдонимами. Однако в любом случае для допуска в систему в качестве полноправного участника сделок нужно оформить типовой договор, содержащий правила проведения сделок. Нарушение правил, размещение ложной информации по сделкам или введение контрагентов в заблуждение приводят к расторжению контракта и исключению клиента из торговой системы.
EMatrix работает приблизительно так. В течение суток покупатель, который по тем или иным причинам не смог достать необходимые ему изделия у своих партнеров, размещает на сайте www.ematrix.ru одну или несколько заявок на приобретение товара. При этом он указывает максимальную цену покупки и возможность ее "дробления" ( для каждой из заявок).
В этот же период продавцы, у которых вдруг образовались "излишки" устройств, расходных материалов и т.д., выставляют на сайте www.ematrix.ru заявки на продажу (также с указанием цен и возможностей "дробления" партий товара).
Все эти заявки (вместе с "историями продаж" каждой товарной группы) в течение суток доступны для обозрения всем клиентам eMatrix. С учетом спроса и предложения клиенты могут корректировать назначенные ими цены; каждая такая корректировка обходится им в 1$. В 16:00 прием (изменение) заявок прекращается и система автоматически распределяет между покупателями выставленные на продажу партии товаров. Алгоритм распределения таков, что первыми обслуживаются покупатели, подавшие заявки раньше других. При этом им достаются самые дешевые товары. Стороны извещаются о совершенной "сделке" (например, по электронной почте) и дальше сами договариваются о способе оплаты и отгрузки товара. Если кто-то из покупателей по тем или иным причинам не хочет иметь дело с каким-либо продавцом, то он вправе заранее занести его в персональный "черный список" ("белые списки" системой eMatrix не предусмотрены). Есть и еще одно ограничение: на продажу могут быть выставлены только те товары, которые реально имеются на московском складе компании. В настоящее время в базу данных eMatrix занесены сведения о 20 тыс. наименований товаров (включая подробное описание на привычном для профессионалов английском языке). По мере необходимости этот список будет расширяться.
Ежемесячная абонентная плата за участие в торговой системе eMatrix эквивалентна $100 (с оплатой в рублях по курсу ЦБ РФ). Эта сумма используется для покрытия расходов на выполнение таких операций, как размещение заявки на покупку (цена $0,1), размещение заявки на продажу ($0,1), внесение изменения в заявку ($1), снятие заявки ($1). Если стоимость операций, проведенных в течение одного месяца, превысит $100, производится соответствующая доплата.
На первые два месяца каждому клиенту eMatrix будет выделяться кредит. Если торговая система оправдает его ожидания, то он оплачивает пробные месяцы и продолжает работать. В противном случае - не платит ничего и его просто отключают.
Первыми клиентами eMatrix стали шесть Интернет-магазинов eHouse ( президент холдинга eHouse Рустем Ахияров утверждает, что за шесть месяцев 2000 г. их оборот составил 5,7 млн.долл.).
По словам г-на Улендеева, в базе данных eHouse хранятся сведения примерно о 7600 участниках российского компьютерного рынка ( в том числе о 150 дистрибьюторах). По его оценкам, к концу 2000 г. клиентами eMatrix станут около 500 компаний. Разработчики утверждают, что система eMatrix не предназначена для разрушения уже сложившихся цепочек продаж. Наоборот, она создана для того, чтобы облегчить работу продавцов и покупателей компьютерной техники и оборудования, так как с ее помощью реселлеры смогут находить поставщиков, с которыми еще никогда не работали, а дистрибьюторы - выходить на неизвестных им ранее дилеров. Кроме того, у тех и других отпадает необходимость тратить немалые деньги на анализ ценовой конъюнктуры рынка.
Интересно отметить, что присутствовавшие на презентации eMatrix топ-менеджеры дистрибьюторских фирм ( по крайней мере те, с которыми мне удалось поговорить) отнеслись к появлению электронной системы без энтузиазма. Многие из них опасаются, что интенсивное использование торговых площадок неминуемо приведет к снижению нормы прибыли.
Генеральный менеджер системы eMatrix Хуан Фишер (Huan Fisher) сообщил, что 1 сентября eMatrix начинает работать в Словакии, 20 сентября - в Чехии, в октябре стартует польский eMatrix, а в ноябре - венгерский. Со временем все эти системы будут объединены в единую матрицу, так что работы впереди еще очень и очень много.
МНЕНИЕ ДИСТРИБЬЮТОРОВ
Александр Масленников, директор по маркетингу компании "Дилайн":
Во многих отношениях проект eMatrix еще сыроват, хотя заложенная в него бизнес-логика заслуживает внимания. Если организаторам в короткие сроки удастся устранить некоторые нестыковки, имеющиеся в проекте, то, на наш взгляд, он может претендовать на коммерческий успех. Правда, позиционирование eMatrix как индикатора всего рынка вряд ли себя оправдает. Тем более что площадок подобного рода может появиться много, даже больше, чем нужно рынку. Вспомните начало 90-х, когда Россия по количеству бирж была в "впереди планеты всей". Я не думаю, что при успешном развитии данного проекта глобально изменится существующая цепочка дистрибуции, так как помимо цены существует еще масса других аспектов, которые нельзя не учитывать. Подавляющее большинство дилеров уже давно имеют возможность достаточно оперативно анализировать ценовую конъюнктуру рынка, и в то же время "Дилайн", не являясь ценовым лидером, продолжает наращивать объемы бизнеса и расширять дилерскую сеть. Так что бытующее мнение, что основной ценностью дистрибьютора является "оптимальная" логистика и тесно связанная с ней цена "на выходе", наверно. EMatrix скорее стоит рассматривать как дополнительный технологичный инструмент.
Алексей Тереньтьев, генеральный директор компании DPI:
В целом был представлен проект новой и, на мой взгляд, перспективной информационной системы для электронных торгов. Однако не было показано никаких механизмов регулирования взаимоотношений между пользователями данной системы. Таким образом, был предложен вариант обезличенных бесконтрольных торгов. Кроме того, возникают вопросы, на которые пока нет ответа, а именно: как разработчики позиционируют систему, на кого она нацелена? Без ответов на эти вопросы нет и будущего у системы. Однако если ее создатели предложат простой и четкий механизм взаимодействия продавец-покупатель в данной системе, т.е. перейдут к понятию "биржа", от которого они мягко уходили на презентации, а главное, четко обрисуют перспективы развития такой системы, она может иметь все шансы на успех. Хорошо уже то, что создатели решились на эксперимент (пусть даже это дань нынешней моде), а как сложится будущее eMatrix - это покажет дальнейшее обсуждение достоинств и недостатков системы с ее потенциальными клиентами.
вверх
eHouse - новое имя на российском Интернет-рынке. (20 June 2000)
В начале июня произошло событие, способное серьезно повлиять на расстановку сил на еще слабо развитом рынке услуг электронной коммерции в России: Объявлено о создании нового холдинга eHouse, в состав которого вошли известные Интернет-магазины Dostavka.Ru, Bolero.Ru, Megashop.Ru, Wstore.Ru. Суммарно эти компании, может быть, и не контролируют ни 50, ни 90% рынка (как заявляют некоторые из них), но совершенно точно все они входят в число лидеров на таких сегментах рынка, как продажа через Интернет книг, аудио- и видеодисков, компьютеров и комплектующих к ним.
Новую компанию возглавят оставивший свой пост в издательстве "Открытые системы" Анатолий Шкред (председатель совета директоров) и Владислав Улендеев (исполнительный директор). eHouse имеет сложную структуру с головным офисом, зарегистрированным в Швейцарии, и дочерней российской фирмой, которой принадлежат все Интернет-магазины, оформленные также в виде отдельных компаний. Хотя представители eHouse и называют преждевременными разговоры о преобразовании холдинга в открытое акционерное общество с привлечением внешних инвесторов, регистрация головной компании за пределами нашей страны упростит его выход на рынок открытого капитала в будущем.
В ближайших планах новой структуры - разработка единого для всех ее предприятий бизнес-плана стратегического развития (на три года), детального плана действий на предстоящий год, а также создание единой системы отчетности в стандарте GAAP (иными словами все то, что может привлечь западного инвестора. - В.Б.). " У нас не будет двойной бухгалтерии, - заявил Анатолий Шкред. - Наш холдинг будет совершенно прозрачным".
Между тем сейчас отдельные компании eHouse, к примеру, Dostavka.Ru, не сообщают информацию о своих оборотах, ссылаясь на ее конфиденциальность. Хотя в апреле на семинаре РОЦИТ директор Dostavka.Ru Андрей Хромов объявил о том, что этот магазин ежемесячно обрабатывает более 1000 заказов, а в конце прошлого года, когда число заказов Dostavka.Ru уже исчислялось десятками в день, назвал среднюю цену заказа в 200$. Магазины сходного профиля, онлайн-магазин NAK Microware (www.nak.ry/shop/) или Internet Shop Lintek (http://shop.lintek.ru), также имеющие значительное число заказов, сообщают о средней цене своих заказов соответственно в 80 и 40 долл. Заметим, однако, что Dostavka.Ru подчеркивает свою корпоративную направленность и отсутствие в ее каталоге товарных позиций с ценой ниже 30 долл. Учитывая возможную спекулятивность подобной информации, оборот этого предприятия можно оценивать в достаточно широком диапазоне - от 100 до 200 тыс. долл. в месяц.
Книжный магазин Bolero, основанный Анатолием Шкредом, напротив, раскрывает всю информацию о себе: в апреле его оборот составил 30 тыс. долл. Весь российский рынок книжной Интернет-торговли Анатолий Шкред оценивает в 120-150 тыс. долл. в месяц (сравните с полным объемом книжного рынка России - 150 млн. долл. в месяц). Правда, ни сам этот магазин, ни его основные конкуренты не ограничиваются торговлей только книгами.
По мнению представителей eHouse, объединение в холдинг позволит повысить эффективность работы всех входящих в него компании. В частности, удешевить маркетинг, так как фирмы смогут получать значительные оптовые скидки при рекламе в Интернете. Кроме того, сократятся расходы на правленческий аппарат, появиться больше средств на развитие, магазины будут пользоваться общей системой доставки, общими техническими сервисами. Например, пользователь, зарегистрировавшись один раз, сможет затем совершать покупки в любом из магазинов eHouse и получать в них скидки на основе всей истории этих операций.
Помимо прочего руководство холдинга решило инвестировать средства в развитие службы доставки "Скороход" (www.skorohod.ru), услуги которой доступны и другим Интернет-магазинам. Сейчас она осуществляет доставку в 100 городов России.
В намерения eHouse входит открытие новых магазинов на еще не занятых сегментах потребительского рынка (уже работают магазины игрушек Kenga.Ru и магазин духов Aromat.Ru), а также развертывание систем В2В-торговли для таких рынков, как книжный. На ближайшее время все Интернет-проекты eHouse сохранят свои торговые марки.
Все эти преобразования происходят в интересный момент, когда в развитие российских Интернет-компаний, например, таких конкурентов Bolero, как "оЗон" и 24х7, инвесторы стали вкладывать миллионы долларов. Хотя представители eHouse охарактеризовали затраты средств в этих проектах как нерациональные, они не отрицают, что к объединению их подтолкнула в том числе и потенциальная угроза со стороны подобных конкурентов. В этой связи любопытно, что три из объединившихся компаний торгуют в основном компьютерами и офисной техникой, т.е. союз между ними похож на договор о разделе рынка. Помимо остальных преимуществ, которые дает образование холдинга, они теперь защищены от ценовых войн друг с другом в условиях растущего внешнего давления.
вверх |