ЭЛЕКТРОННАЯ КОЛЫБЕЛЬ КАПИТАЛИСТОВ. (04 August 2000)
ЭЛЕКТРОННАЯ КОЛЫБЕЛЬ КАПИТАЛИСТОВ. (04 August 2000)
Будущие российские миллиарды появятся в виртуальном пространстве.
Россия знает наперечет всех своих олигархов, поделивших нефть, газ, алюминий. Кажется, делить уже нечего. На самом деле это не так: рождается новый спектр экономики - электронная торговля, и, по мнению специалистов, именно в этой области вот-вот появятся новые олигархи.
Рывок в Интернете.
СУДЯ ПО ВСЕМУ, будущая "олигархическая" структура российского электронного рынка выстраивается уже сегодня. За последние недели прошло несколько масштабных встреч отечественных "виртуальных бизнесменов, в том числе на II Всероссийском торговом форуме в Москве, "е-Форуме" в Петербурге, конференции "Банки и Интернет" в Новосибирске. А в промежутке между этими событиями четыре известных Интернет-магазина объединились в холдинг "eHouse".
Эксперты оценивают все эти события однозначно: наш виртуальный бизнес готовится к большому рывку. Ведь мировой объем электронной коммерции в 1999 году оценивался в 95 млрд. долларов. А аудитория всемирной паутины по миру составляет более 300 миллионов человек. И хотя российское участие пока невелико - десятая доля процента, у нас уже появились те, кто понял, насколько это лакомый кусочек. Вложение в "виртуальный" бизнес начаты.
До Америки по объему инвестиций в этот сектор денежной массы нам еще очень далеко. Зато динамика роста числа участников российской Интернет-аудитории около 100 процентов в год. К 2003 году число соотечественников - пользователей Интернетом вырастет до 23 миллионов. По словам же специалистов, такого количества пользователей вполне достаточно, чтобы электронная торговля стала по-настоящему прибыльной. Ведь 30 процентов пользователей через три года, по прогнозам, станут покупателями Интернет-магазинов. Число же виртуальных продавцов и вовсе не растет по экспоненте: к 2003 году их станет как минимум полмиллиона.
На форуме в Москве игроки электронного рынка честно признали, что на самом деле Интернет-магазин всего лишь очередной способ получить прибыль, но проблем в этом деле пока больше, чем достижений. Одно создание сайта Интернет-магазина обходится потенциальному продавцу как минимум в 400 тысяч долларов. Но это не смущает борцов за рынок электронной коммерции. По оценкам экспертов, в России уже около 300 таких магазинов, хотя нормально функционирует примерно половина. Пока не разработана четкая технология доставки товара с учетом огромной территории нашей страны, не унифицирована система оплаты, нет грамотного, специально подготовленного персонала, и как следствие - нет доверия потенциальных покупателей Будущие Интернет-олигархи сетовали на недостаток компьютерной культуры россиян. Хотя, наверно, дело не только в этом. Пока же средняя российская семья предпочитает купить холодильник, стиральную машину или телевизор, но не компьютер.
Кто не успел, тот опоздал
ПРИНЦИП электронной торговли предельно прост: можно, не отрываясь от компьютера, посетить Интернет-магазин, выбрать нужный товар и через час-другой получить его из рук посыльного. Можно, например, без всяких хлопот купить автомобиль? Заходите на сайт AvtoBum.ru, размещаете там описание желанного авто и просто ждете. Ваш заказ получают одновременно сотни автодилеров и вступают в соревнование за ваш кошелек. Кто точнее, быстрее и дешевле исполнит ваше желание - тот победил.
Что пока не доступно для большинства россиян - так это расчеты через Интернет. Чтобы оплатить покупку, нужно по старинке возиться с наличкой или отправляться в банк. А там еще и очередь… Нет бы как на Западе: из любой точки пространства связываешься с банком через Интернет, получаешь доступ к своему счету и совершаешь все необходимые операции.
Существует опасение, что наступившая эра новой сетевой экономики может погубить банки как расчетный институт. Правда, эксперты Новосибирского Центра Финансовых технологий (ЦФТ) считают эти пророчества большим преувеличением. С развитием электронной коммерции банки получают новый источник стабильного дохода - комиссионные с операций в Интернете. Важное преимущество сетевой экономики - ее открытость. Возможность проследить за использованием банковских кредитов существенно снижает риски, следовательно - кредитная деятельность банков получит новый импульс новых платежный инструментов, позволяющих работать в Интернете.
К сожалению, на всех мероприятиях, проводимых интернет-торговцами, отсутствовали представители Министерства по антимонопольной политике, одного из немногих ведомств, призванных защитить права потребителей любых услуг и товаров. А кому как не им известны подводные камни заочной торговли, которые в основном заключаются в несоответствии качества товаров заявленным обещаниям электронных торговцев.
СПРАВКА
В настоящее время сеть регулярно посещают более 4 миллионов российских пользователей. Около 14 процентов нынешней аудитории уже имеет опят приобретения товаров и услуг через Интернет. По данным на начало мая 2000 года, в Российском Интернете было представлено 122566 сайтов. Ежемесячно их количество увеличивается примерно на 12 процентов. При этом около 60 процентов сайтов - коммерческие, предлагающие товары и услуги. .
вверх |